При организации модели обучения "1 ученик - 1 компьютер" одной из
составляющих является формирование дифференцированного контента,
помогающего выстраивать индивидуальные траектории учеников, а также
контроль за деятельностью класса. Рассмотрим возможности сочетания
программы управления классом из пакета ПО Intel Education Software и
формирование контента продуктами из серий "1C:Школа",
"1C:Образовательная коллекция" по различным предметам. Данное ПО
включает различные интерактивные задания, рисунки и схемы, анимации,
видеофрагменты, тренажёры, справочные задания, тесты, контрольные
работы, таблицы, виртуальные практические работы, определители. При
помощи перечисленных выше ресурсов учитель может дифференцировать
материал и делить работу класса на разные зоны.
Модель 1:1 позволяет каждому ученику работать в своем режиме, при
необходимости повторить материал. Программы управления классом дополняют
работу с образовательными ресурсами фирмы "1C" и позволяет учителю
держать работу класса под контролем. Перечислим основные возможности:
- контролировать десктопы учеников,
- транслировать рабочий стол учителя или любого из учеников остальным ученикам,
- управлять компьютером ученика,
- передавать/получать файлы,
- составлять опросы,
- предложить контрольное тестирование и тут же вывести результат через проектор,
- обратная связь с учителем через чат и др.
Рассмотрим несколько практических примеров:
Урок биологии в 6 классе проходит по модели "1 ученик - 1 компьютер",
работа учеников разбита на 4 зоны: в 1 зоне ученики рассматривают
объекты при помощи цифрового микроскопа, делают снимки и подписывают их,
во 2 зоне ученики выполняют интерактивные задания и тренажеры для
закрепления материала, в 3 зоне ученики проделывают виртуальную
лабораторную работу, которую сложно воспроизвести при обычном уроке, в 4
зоне ученики выполняют контрольное тестирование. Для организации работы
зон подбираются ресурсы из образовательного комплекса "1С:Школа.
Биология, 6 кл.", "1С:Репетитор. Биология", Единой коллекции цифровых
образовательных ресурсов.
Урок русского языка в 7 классе проходит по модели 1:1, работа учеников
строится с помощью системой управления классом, например, Moodle.
Подобранные ресурсы из образовательного комплекса "1С:Школа. Русский
язык, 7 класс", "1С:Репетитор. Русский язык" и Единой коллекции учитель
может встраивать в Moodle, как swf-файлы в элементы курса. Рассмотрим
несколько возможностей таких реализаций на практических примерах.
Элемент "лекция" позволяет создавать теоретические карточки,
чередующиеся с карточками вопросами. Встроенный в теоретическую часть
карточки выбранный образовательный ресурс можно дополнить текстом, а
потом проверить усвоение при помощи карточки-вопроса. Таким образом,
учитель сможет проконтролировать, усвоил ли материал ученик,
представленный на образовательном ресурсе, так как затем ученик по этому
материалу отвечает на вопрос. Аналогично, можно встроить анимационный
ресурс в тренировочный тест или другой элемент курса в зависимости от
дидактических задач. В информационном пространстве образовательные
ресурсы можно выстраивать по уровню сложности, в данном случае учитель
выступает в роли тьютора, который направляет учеников в работе.
Использование возможностей системы управления классом - создание
глоссария, форумы, опросы, вики, базы данных - позволяет организовать
совместную работу учеников.
При дистанционном обучении при проведении лабораторных работ ученики
используют различное цифровое оборудование (микроскопы, датчики,
фотоаппарат и др.) и могут провести исследования дома, но не все
лабораторные работы ученик может выполнить без участия учителя – в
данном случае можно использовать записанные видеоролики с опытом и
демонстрационные анимационные модели и лабораторные. Сложность может
возникнуть и при проведении простой лабораторной работы в силу
двигательных или других ограничений у ребенка, в данном случае видео,
интерактивные модель или задание могут стать альтернативой лабораторной
работе. Подобрать ресурсы можно образовательных комплексов "1C" по
соответствующим предметам, также стоит обратить внимание на "1С:Школа.
Физика, 7–11 кл. Библиотека наглядных пособий", "1С:Образовательная
коллекция. Химия для всех ХХI: Химические опыты со взрывами и без",
"1С:Лаборатория. Новая биология, 5 кл. Пособие для учителя" и других.
Урок математики в 5 классе по модели 1:1, ученики разбиваются на
несколько станций: станция повторения – содержит лекцию в анимационной
форме и слайд-резюме для быстрого повторения материала; станция
закрепления – включает решение типовых задач и работу над
проблемой-упражнением; станция опрос – включает математический диктант и
опрос для промежуточного контроля; станция проверка – представляет из
себя самостоятельную работу двух уровней: базовая и повышенной
сложности. При организации зон используются, как подготовленные учителем
задания, так и ресурсы из "1С:Школа. Математика, 5 кл."
Таким образом, сочетая ПО фирмы "1C" и системы управления классом,
можно организовать модель обучения 1:1, при которой каждый ребенок будет
учиться в зависимости от своих возможностей.
Литература
- А.Г.Асмолов, А.Л.Семенов, А.Ю.Уваров. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. Москва, 2010
- А.Ю. Уваров На пути к модели 1-1. Опыт сравнения российских и американских школ // РЕЛАРН-2008.
- Б.Б. Ярмахов “1 ученик: 1 компьютер – образовательная модель мобильного обучения в школе”. Москва, 2013
- Русский язык. Книга для учителя (5–11 класы). Методические рекомендации / http://obr.1c.ru/product.jsp?id=71.
- Математика (часть I). Книга для учителя (7–11 классы). Методические рекомендации / http://obr.1c.ru/product.jsp?id=74
- Биология. Книга для учителя (6–11 классы). Методические рекомендации / http://obr.1c.ru/product.jsp?id=72
- Intel, Создание среды электронного обучения “1 ученик: 1 компьютер” для XXI века: Информационное руководмтво программы Intel “World Ahead Education”, Москва, 2007.
Комментариев нет:
Отправить комментарий