четверг, 27 июня 2013 г.

Экосистема современного образования: Образование 3.0. Смешанное обучение. Часть 1.

Международная конференция "Экосистема современного образования" - думаете, что речь пойдет про экологию? Нет, конференция про смешанное обучение, ФГОС и iPad в действии. На мой взгляд темы весьма актуальные и интересные для учительского сообщества. Про модели смешанного обучения предложенные для апробации и её результаты, iPad в действии читайте в следующем посте, который появится в ближайшие дни :-)

Публикую заметки по горячим следам, которые успела зафиксировать. 



Кондаков А.М., член-корр. РАО, д.п.н., руководитель проекта по разработке ФГОС общего образования, президент ОАО "Издательства "Просвещение

Начнем с анекдота, приходит первоклассник и говорит: "Предки опять кинули, обещали 1-ый класс, а посадили в эконом".


В центре образовательной экосистемы 21 века должны быть ценности, именно это область отвечает на вопрос "Зачем", мотивирует и увлекает, далее педагогика - теоретически обосновывает и запускает образовательный процесс, содержание - должно быть практико-ориентированным, технология - поддерживает. Вся система должна постоянно обновляться.

Роль учителя меняется из транслятора знаний в модератора (навигатора, тренера, помощника) образовательного процесса. Появляется личное мобильное образовательное устройство.

Тенденции современной дидактики: индивидуализация, дифференциация, персонализация.

Цифровая дидактика:
связана с исследованиями в области эффективности отдельных видов деятельности в условиях цифровой среды, эргономики, чтение на электронных устройствах.

Situated Learning Theory (Ситуативное обучение)
 - учение является непреднамеренным и осуществляется в реальной деятельности, контексте и культуре;
 - реализует социально-культурную концепцию Выготского - социальный конструктивизм.
заметьте, именно учение, а не обучение!

Любопытный слайд с результатами исследований работы мозга, обратите внимание, что дети делают во время уроков? И как резко отличается урок от лабораторной! :-)

От образовательных систем - к обучающемуся обществу:
  • обучение на протяжение всей жизни
  • общедоустпность
  • адаптивность системы
  • персонализация
  • сотрудничество через сетевое взаимодействие
Образование 3.0
 - в основе не оборудование, не ПО, а образ мышление

Отличительные особенности образования 3.0:
  • содержание социально-сконструировано в зависимости от контекста
  • технологии повсюду
  • передача знаний идет не только от ученика у учителю и от ученика к ученику, но и от ученика к учителю!
  • с появлением мобильных устройств школа располагаться может где угодно
  • школа - место, где родители тоже могут учиться
1 ученик - 1 компьютер - выравнивание социальных возможностей по высшей планки!


Расмус Борч, директор Kompas, Дания "Bridging the gap - expanding the horizon"

1. Why? 2. How? 3. What?

Инвестируя в учителей мы инвестируем в студентов. Один день из жизни учителя, цикл: preparation-cooperation-teaching

Эффективность методов:
Lecture - 5%
Reading - 10%
Audiovisuel - 20%
Demonstration - 30%
Discussion - 50%
Learning by doing - 75%
Teaching - 80%


Любомирская Н.В., директор-организатор лицея НИУ ВШЭ "Смешанное обучение: зарубежный и российский опыт"

Общество стало динамичным, единственная константа - изменения

Эпоха второй технологической революции (новое интернет-поколение)

Ключевые способности, необходимые в 21 века:
  • критическое мышление, 
  • умение решать проблемы,
  • сетевое сотрудничество,
  • гибкость и адаптивность,
  • инициативность и предпринимательство,
  • ...
Нужно переходить от внешней мотивации (кнут и пряник) к внутренней (сам захотел сделать, обучение начинается с игры).

Два взаимосвязанных направления на пути к "завтра":
  1. индивидуализация
  2. использование электронного обучения

Blended learning (Смешанное обучение) = очное +заочное

Характеристика образовательного ресурса:
  • избыточность и вариативность
  • интерактивность
  • мультимедийность
  • разнообразие форм представления, контрольно-измерительных измерений
  • понятный интерфейс
  • дополнительные инструменты
Общие выводы из итоговой дискуссии: "Как замотивировать семью отдать ребенка именно в вашу школу?"
  • актуальная школа
  • пластичная, динамичная, открытая, адаптивная, открытая к коммуникациям
  • готова к изменениям
  • учителя ориентированны на развитие ученика, каждый ребенок может выстроить индивидуальную траекторию
  • родители являются соучастниками процесса
  • четко понимание для чего используются технологии
P.S.:
Немного букв про местоположение, можете смело этот абзац курсивом пропустить. Забралась конференция в ближнее Подмосковье, в Павловскую школу, что находится недалеко от деревни Веледниково. Мне это название ни о чем не говорило, поэтому надежда была только на предложенный трансфер от метро Строгино в 9 утра. Сильноутромбованный людьми автобус привез нас к месту назначению. Обратный трансфер был под вопросом, перспектива выбираться оттуда самостоятельно немного напрягала. Обратно ехали в дополнительном автобусе с ветерком и сидя. Территория Паловской гимназии внушающая, несколько корпусов, рядом красивые виды :-)

6 комментариев:

  1. Наринэ, большое спасибо за возможность узнать о происходящем на конференции. Интересно. Утащила к себе http://unnetnizhn.blogspot.ru/

    ОтветитьУдалить
  2. Нарине, а видеозаписи не велось? Не будут выкладывать презентации?

    ОтветитьУдалить
  3. Обещали презентации, про видео не знали. Если увижу - скину ссылку.

    ОтветитьУдалить
  4. Наринэ, спасибо за материал!
    На сайте конференции есть презентации и ранее сделанные видео по тематике http://blended.internet-school.ru/resourses.html

    ОтветитьУдалить