понедельник, 10 февраля 2014 г.

Формирование контента модели обучения "1 ученик - 1 компьютер"

При организации модели обучения "1 ученик - 1 компьютер" одной из составляющих является формирование дифференцированного контента, помогающего выстраивать индивидуальные траектории учеников, а также контроль за деятельностью класса. Рассмотрим возможности сочетания программы управления классом из пакета ПО Intel Education Software и формирование контента продуктами из серий "1C:Школа", "1C:Образовательная коллекция" по различным предметам. Данное ПО включает различные интерактивные задания, рисунки и схемы, анимации, видеофрагменты, тренажёры, справочные задания, тесты, контрольные работы, таблицы, виртуальные практические работы, определители. При помощи перечисленных выше ресурсов учитель может дифференцировать материал и делить работу класса на разные зоны.
Модель 1:1 позволяет каждому ученику работать в своем режиме, при необходимости повторить материал. Программы управления классом дополняют работу с образовательными ресурсами фирмы "1C" и позволяет учителю держать работу класса под контролем. Перечислим основные возможности:
  • контролировать десктопы учеников,
  • транслировать рабочий стол учителя или любого из учеников остальным ученикам,
  • управлять компьютером ученика,
  • передавать/получать файлы,
  • составлять опросы,
  • предложить контрольное тестирование и тут же вывести результат через проектор,
  • обратная связь с учителем через чат и др.
Рассмотрим несколько практических примеров:
Урок биологии в 6 классе проходит по модели "1 ученик - 1 компьютер", работа учеников разбита на 4 зоны: в 1 зоне ученики рассматривают объекты при помощи цифрового микроскопа, делают снимки и подписывают их, во 2 зоне ученики выполняют интерактивные задания и тренажеры для закрепления материала, в 3 зоне ученики проделывают виртуальную лабораторную работу, которую сложно воспроизвести при обычном уроке, в 4 зоне ученики выполняют контрольное тестирование. Для организации работы зон подбираются ресурсы из образовательного комплекса "1С:Школа. Биология, 6 кл.", "1С:Репетитор. Биология", Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Урок русского языка в 7 классе проходит по модели 1:1, работа учеников строится с помощью системой управления классом, например, Moodle. Подобранные ресурсы из образовательного комплекса "1С:Школа. Русский язык, 7 класс", "1С:Репетитор.  Русский язык" и Единой коллекции учитель может встраивать в Moodle, как swf-файлы в элементы курса. Рассмотрим несколько возможностей таких реализаций на практических примерах. Элемент "лекция" позволяет создавать теоретические карточки, чередующиеся с карточками вопросами. Встроенный в теоретическую часть карточки выбранный образовательный ресурс можно дополнить текстом, а потом проверить усвоение при помощи карточки-вопроса. Таким образом, учитель сможет проконтролировать, усвоил ли материал ученик, представленный на образовательном ресурсе, так как затем ученик по этому материалу отвечает на вопрос. Аналогично, можно встроить анимационный ресурс в тренировочный тест или другой элемент курса в зависимости от дидактических задач. В информационном пространстве образовательные ресурсы можно выстраивать по уровню сложности, в данном случае учитель выступает в роли тьютора, который направляет учеников в работе. Использование возможностей системы управления классом - создание глоссария, форумы, опросы, вики, базы данных - позволяет организовать совместную работу учеников.
При  дистанционном обучении при проведении лабораторных работ ученики используют различное цифровое оборудование (микроскопы, датчики, фотоаппарат и др.) и могут провести исследования дома, но не все лабораторные работы ученик может выполнить без участия учителя – в данном случае можно использовать записанные видеоролики с опытом и демонстрационные анимационные модели и лабораторные. Сложность может возникнуть и при проведении простой лабораторной работы в силу двигательных или других ограничений у ребенка, в данном случае видео, интерактивные модель или задание могут стать альтернативой лабораторной работе. Подобрать ресурсы можно образовательных комплексов "1C" по соответствующим предметам, также стоит обратить внимание на "1С:Школа.  Физика, 7–11 кл. Библиотека наглядных пособий", "1С:Образовательная коллекция.  Химия для всех ХХI: Химические опыты со взрывами и без", "1С:Лаборатория.  Новая биология, 5 кл. Пособие для учителя" и других.
Урок математики в 5 классе по модели 1:1, ученики разбиваются на несколько станций: станция повторения – содержит лекцию в анимационной форме и слайд-резюме для быстрого повторения материала; станция закрепления – включает решение типовых задач и работу над проблемой-упражнением; станция опрос – включает математический диктант и опрос для промежуточного контроля; станция проверка – представляет из себя самостоятельную работу двух уровней: базовая и повышенной сложности. При организации зон используются, как подготовленные учителем задания, так и ресурсы из "1С:Школа.  Математика, 5 кл."
Таким образом, сочетая ПО фирмы "1C" и системы управления классом, можно организовать модель обучения 1:1, при которой каждый ребенок будет учиться в зависимости от своих возможностей.

Литература

  1. А.Г.Асмолов, А.Л.Семенов, А.Ю.Уваров. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. Москва, 2010
  2. А.Ю. Уваров На пути к модели 1-1. Опыт сравнения российских и американских школ // РЕЛАРН-2008.
  3. Б.Б. Ярмахов “1 ученик: 1 компьютер – образовательная модель мобильного обучения в школе”. Москва, 2013
  4. Русский язык. Книга для учителя (5–11 класы). Методические рекомендации / http://obr.1c.ru/product.jsp?id=71.
  5. Математика (часть I). Книга для учителя (7–11 классы). Методические рекомендации / http://obr.1c.ru/product.jsp?id=74
  6. Биология. Книга для учителя (6–11 классы). Методические рекомендации / http://obr.1c.ru/product.jsp?id=72
  7. Intel, Создание среды электронного обучения “1 ученик: 1 компьютер” для XXI века: Информационное руководмтво программы Intel “World Ahead Education”, Москва, 2007.
Статья опубликована в сборнике научных трудов Четырнадцатой Международной научно-практической конференции "Применение технологий "1С" для повышения эффективного деятельности организаций образования"

Комментариев нет:

Отправить комментарий