вторник, 29 марта 2016 г.

Образование в цифровом веке, часть 2 (с галактики)

В прошлом посте я начала рассказ про своё путешествие по Международной программе «Образование в цифровом веке» (International Visitor Leadership Program «Education in the Digital Age») в Соединенные Штаты Америки. Сегодня я расскажу про наш первый пункт маршрута. Итак, старт нашей программы начался в Вашингтоне. Это не случайно, именно здесь находятся главные представительства федеральной власти. 



За день до нашего прилета в Вашингтоне было объявлено чрезвычайное положение, так как там начался сильный снегопад. А для Вашингтона это редкое явление, поэтому были закрыты школы, офисы, перекрыты дороги и закрыт аэропорт. Все рейсы были отменены, но многие из нас уже вылетели. В итоге, часть застряли в транзите, кому-то повезло и он ждал дома, когда возобновится авиасообщение. Но, несмотря на сюрпризы погоды, через два дня большинство смогло добраться до Вашингтона. В первый день Вашингтон предстал перед нами все ещё очень заснеженным :-)

Основная программа из-за снегопада была сокращена, но наши организаторы сделали все, чтобы самое интересное мы не пропустили. Ниже мои конспекты по нашим лекциям в Вашингтоне.

Первый лектор - мистер Акрам Р. Элиас, президент и главный исполнительный директор Capital Communications Group, который покорил всех без исключения! Он рассказал, как строится система управления образования и в целом иерархия управления от Белого дома до штатов. Штаты очень отличаются друг о друга не только в образовании, но и по всем направлениям: видна явная децентрализация власти, когда в каждом штате решают сами «чему и как учить». Но обо всем по порядку. Итак, правительство США не является центральным управляющим, 50 штатов - это как 50 отдельных государств. У каждого есть «своя» Конституция, 50 законодательных ветвей власти. Конгресс в США - это как конференция, в которую направляют делегатов, и его общая задача - это внешняя политика. В одном штате что-то может быть уголовным преступлением, а в другом нет. В одном штате лекарство может продаваться только по показаниям, в другом - быть в свободной продаже. Для одного преступления в одном штате может быть смертная казнь, а в другом нет. В каждом штате утверждаются свои правила, независимо от правительства США. 50 штатов - это 50 государств, 50 экономик, 50 свободных рынков, 50 отдельных систем экономического регулирования для торговли, 50 различных систем образования! В таком случае роль правительства США состоит в управлении этими «50 государствами». И каждое такое государство имеет свою столицу, губернатора, Парламент, законодательное собрание, суд и т.д. Более того, например, Сан-Франциско является автономным от Калифорнии и имеет собственное Правительство. И, соответственно, у них есть право платить налоги в местном масштабе. Граждане могут голосовать, на что местный налог распределяется наравне с местными органами власти, а также могут контролировать местные услуги. Например, в одном из штатов местная власть самоуправления над школами выбирается каждые четыре года, это своего рода местный совет по вопросам образования. Люди голосуют тратить ли местные налоги на это или нет. Бюджет от Правительства составляет всего пять процентов, а девяносто пять процентов средств поступает от местных и государственных налогов. 

Основной закон, имеющий высшую юридическую силу, это Конституция США, включающая всего 7 статей:
1 статья о законодательной власти, роль которой отведена Конгрессу США. 
2 статья об исполнительной власти, которая предоставляется президенту США. 
3 статья описывает судебную власть, во главе которой стоит Верховный суд. 
4 статья о равенстве штатов, о доверии и уважении между ними.
5 статья о внесении поправок.
6 статья о приоритете правовых актов Федерации.
7 статья о ратификации.

Акрам подробно рассказывал о том, как принимаются законы и реформы, о том, что приходится постоянно договариваться. Федеральный закон - это как минимальный стандарт для 50 штатов. И каждый штат оставляет право на повышение этих стандартов. Почему это важно? Это важно для понимания организации государственной политики в образовании. Итак, есть Департамент США по образованию, рассмотрим его подробнее. Во-первых, нет никакого национального учебного плана для государственного школьного образования. Каждый штат, Калифорния или Огайо, или Джорджия, неважно, - разрабатывает свой список школ, колледжей, университетов, которые аккредитованы, какие дипломы принимают и т.д. И отправляют этот список в Департамент образования США. А они уже говорят «да» каждому штату, одобряя данный список. 

Таким образом, школы в США находятся в ведении штатов и населенных пунктов, как таковой федеральной системы образования нет, за исключением военных академий и школ для коренных американцев. Как я уже писала выше, Федеральное Правительство не утверждает и не внедряет общенациональные учебные программы. Образование является крупной статьей расходов во всех городах и округах США. Кроме этого, большинство штатов оказывает школам помощь в дополнение к местным налоговым поступлениям, это является финансовым рычагом управления. Советы штатов по образованию и инспектора школ курируют местные учебные планы, утверждают требования к учителям и ученикам, отбирают учебники и прочее.

Акрам рассказывал также о партнерстве, например, партнерство между гражданским обществом и правительством. Граждане берут на себя инициативу и говорят, что они хотят, какие государственные услуги. Инициатива идет от гражданского общества, это своего рода организации гражданского общества, которые являются неправительственными организациями. Важно, что ценится индивидуальная инициатива. «Я живу в этом районе, я хочу что-то изменить в системе государственного образования, что я должен сделать для этого». И это инициатива воспитывается со школы, когда учитель поощряет каждого ребенка за выражение индивидуальности. Учитель должен бросить вызов, могу ли я услышать другое мнение, существуют ли другие способы рассмотрения этого вопроса. «У вас есть мозг и его нужно использовать, чтобы внести свой вклад в развитие общества. Я искра, тот, кто будет формировать свое общество». Есть проблема? Её нужно исправить. Важно учить работать в команде, так как без эффективной совместной работы не будет сил для реализации. 


Вторая лекция Натали Мильман, доцента кафедры образовательной технологии Университета Джорджа Вашингтона. Натали рассказывала о тенденциях, стратегиях и моделях интеграции технологий в учебные программы на разных уровнях. Как и Акрам, Натали отметила разнообразие образования в разных штатах, показала статистику за 2013 год - сколько денег тратит каждый штат на ученика. Эти цифры очень отличаются друг от друга. Но и большие суммы не всегда говорят о том, что в этих школах больше зарплата или лучше оборудование, так как эти суммы идут и на здания, и на расчистку дороги, и прочее. Натали затронула вопрос многообразия национальностей в школах, это связано с волнами иммиграции на протяжении истории США. Национальный центр образовательной статистики прогнозирует к 2021 уменьшение белого населения на 2%, а при этом значительное увеличение американских индейцев и коренных народов Аляски на 16%, черное население - около 5%, две и более расы - 34%, испанцы - 24%. Таким образом, мы имеем расовое и этническое многообразие и отсюда возникает следующий вопрос, это многообразие языков и большое количество учеников, для которых английский не является родным. Как правило, для таких детей открываются курсы, где они усиленно учат английский язык. В статье по ссылке можно посмотреть статистику по обучающимся на английском языке (English Language Learners) http://nces.ed.gov/programs/coe/indicator_cgf.asp.

Мы говорили также о детях с ограниченными возможностями. Видна тенденция включения ребят в обычные классы. Натали рассказывала, что технологии помогают таким ребятам учится. У них в вузе есть специальный отдел, который помогает разработать учебный план для взрослого с инвалидностью. 

Итак, вернемся к нашей теме, какие же тренды в школах США отметила Натали. Сначала она коснулась истории, где мы были и куда пришли:
1970е - в центре компьютерная грамотность, учимся компьютерам (как работает мышка и т.д.)
1980е - в центре навыки и умения на компьютерах (программное обеспечение)
1990е - учимся с компьютером, компьютер как инструмент мышления

Тренды образования в К12 (школьный уровень):
- Перевернутый класс. Смотрим дома теорию, а на уроке практика, то есть лекция и домашнее задание меняются местами. Дома ученики смотрят короткие лекции с объяснениями новой темы, а на уроке основное время отводится упражнениям, проектам и обсуждениям.
- Инструменты веб 2.0 для сотрудничества. Одни из них: блог для постов и комментариев и вики для создания совместных сайтов. 
- BYOD (принеси своё устройство), модель 1 ученик : 1 компьютер, модель 1 ученик : много компьютеров. Есть свободное программное обеспечение, которое можно использовать и тогда решается проблема того, что дети приносят разные устройства, а также использование онлайн инструментов. Модель 1 ученик : много устройств показывает, что сейчас уже мы идем к тому, что у ученика есть телефон, планшет, компьютер, то есть спектр нескольких устройств.
- STEAM. Наука, технологии, инженерия, искусство и математика. В США много внимания уделяют STEAM, идея в интеграции всех этих наук вместе. (http://www.edutopia.org/stem-to-steam-resources - STEAM to STEAM на англ. ресурс Edutopia)
- 3D печать. Взаимосвязано с предыдущим, научно-техническая инженерия. 

Какие лучшие практики для интеграции технологий во все уровни образования?
1. Использование и моделирование хороших моделей обучения, стратегий и инструментов.
В первую очередь хочется отметить, что технология - это инструмент, она не должна становиться в центре внимания обучения. Нужно выбирать соответствующие инструменты, и если что-то лучше делать с карандашом и бумагой, то не нужно это заменять только для того, чтобы использовать технологию. Мы не должны использовать технологию только потому, что это круто или потому, что она есть. Выбирая технологию, необходимо помнить, какие цели и задачи для класса и в целом на национальном уровне решаются. Далее вы думаете, какие подходы выбрать для реализации целей и задач. И только после этого, какие инструменты и технологии могут в этом помочь. Хотим ли мы построить индивидуальное обучение, или смешанное, частично индивидуально - частично с использованием Интернета, или онлайн обучение. В этот момент мы думаем о наилучшей практике. И для выбора используем 3 E's: Effective, Efficient, Engaging (Эффективность, действенность, вовлечение).
Об эффективном использовании технологии можно прочитать на сайте ISTE, там же можно найти стандарты ISTE: http://www.iste.org/standards/essential-conditions.
Стандарты для учителей (ISTE Standards for Teachers) http://www.iste.org/standards/iste-standar...ds-for-teachers и стандарты для учеников (ISTE Standards for Students) http://www.iste.org/standards/iste-standar...ds-for-students.

Один из акцентов в Соединенных Штатах - сделать обучение более персонализированным. Дифференцированное обучение для студентов от элементарного уровня на всем пути к высшему образованию. Но дифференцировать не нужно все. Под дифференциацией можно понимать, когда разным студентам дается разное содержание, а другой вариант, когда одно и тоже содержание, но представлено по-разному. Можно дифференцировать по группам студентов: одни лучше работают в группе, другие в одиночестве, третьи в больницах и им нужен другой контент, а иные могут создать контент сами.

2. Использование облачных инструментов.
Нельзя их игнорировать, Google For Education - бесплатен и имеет широкий набор инструментов.

3. Использование стандартизированных инструментов.
LMS: Blackboard, Canvas, Google Classroom, Moodle, Sakai. Все они имеют свои плюсы и минусы.
//Отклонюсь немного от доклада, выше перечислены наиболее популярные LMS, о которых мы слышали во многих школах и ВУЗах, есть те, которые разрабатывают свои системы. Но, что удивительно, весьма часто в одном ВУЗе используется «зоопарк» разных систем.

Тренды в онлайн образовании:
- Синхронное онлайн обучение.
- Массовые открытые онлайн курсы. В университете, где работает Натали, также есть MOOC: http://mooc.online.gwu.edu/.
- Бейджи. Мотивирование с помощью знаков отличий. Есть сайты, которые помогут Вам это сделать. Гид для учителей на английском The Teacher's Guide To Badges In Education - http://www.edudemic.com/guides/the-teacher...s-in-education/ Пример одного из сайтов ClassBadges для использования бейджей, с помощью него учителя могут награждать учеников бейджиками: http://classbadges.com/.
- Геймификация.
- Перевернутый класс. По ссылке показан пример перевернутого класса «What a 'flipped' classroom looks like»: https://youtu.be/G_p63W_2F_4, примеры перевернутого класса, также на английском, можно найти на сайте Flipped Learning Collection: http://www.pbslearningmedia.org/collection/flippedlearning/. Известная инфографика от Knewton: https://www.knewton.com/infographics/flipped-classroom/ 

Преподаватели, которые разрабатывают материалы и инструкции, должны быть образовательными дизайнерами. Образовательные дизайнеры соответствуют модели ADDIE. Analyze - анализировать, Design - проектировать, Develop - развивать, Implement - обеспечивать выполнение, Evaluate - оценивать.
Успешный преподаватель должен быть образовательным дизайнером. Проанализировать свои ресурсы, спроектировать среду, развивать свои материалы, реализовать и оценить.

Полезные ссылки и источники информации:
2016 National Education Technology Plan - http://tech.ed.gov/files/2015/12/NETP16.pdf
Horizon Project Higher Education (по высшему образованию) - http://cdn.nmc.org/media/2015-nmc-horizon-report-HE-EN.pdf 
Horizon Report: 2015 K-12 (по среднему образованию) - http://cdn.nmc.org/media/2015-nmc-horizon-report-k12-EN.pdf 
The Condition of Education 2015, The National Center for Education Statistics - http://nces.ed.gov/pubs2015/2015144.pdf

Ян Вильгельм представил газету Летопись Высшего образования (The Chronicle of Higher Education). Ян является редактором международного раздела. Публикуется газета ежедневно. Познакомиться с ней можно по ссылке: http://chronicle.com/.

Барбара Стайн, директор стратегического партнерства Partnerships for 21st Century Skills (P21, подробнее на сайте http://www.p21.org) и Лайзетт Ариас, административный координатор, представляли свой опыт работы. Это была больше дискуссия, говорили о навыках 21 века, инструментах и методах обучения. 
Основа P21 была разработана с участием преподавателей, специалистов в области образования и бизнес-лидеров, чтобы определить и проиллюстрировать навыки и знания студентов, которые они должны иметь, чтобы преуспеть в работе, жизни и гражданства, а также системы поддержки, необходимые для результатов обучения 21-го века. 


Картинка взята с сайта, подробнее по ссылке: http://www.p21.org/storage/documents/docs/...w_Logo_2015.pdf

Интересные материалы:
21st Century Skills Map – Project Management for Learning
Серия исследований (что мы уже знаем, что нам нужно знать, и что мы можем сделать, чтобы внедрить в практику):
CommunicationCollaborationCritical ThinkingCreativity

Статья A Parents' Guide for 21st Century Learning and Citizenship

А это здание конгресса США, где мы встречались с прессой:


Таким мне запомнился Вашингтон, следующий пункт нашего путешествия - Атланта!

/фотографии by Brittany Lynk и мои/

Комментариев нет:

Отправить комментарий